Четверг, 09.05.2024, 03:39
Вы вошли как Гость | Группа
"Гости"
Главная | Мой профиль | Выход
| Вход
 
 Каталог статей

Главная » Статьи » » Мои статьи [ Добавить статью ]

Педагогический потенциал современного музея.
В современной ситуации важен не столько рациональный, сколько культурологический аспект в едином педагогическом процессе, который создаёт условия для творческого развития  личности. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит человека за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляет интерес одна из важнейших социокультурных функций музея – это гносеологическая, или образовательная функция.
Актуальность темы обусловлена происходящими на рубеже веков переменами, которые  постепенно, но неуклонно меняют условия формирования социокультурной среды, ориентиры культурной политики и, соответственно, содержание и формы деятельности музея.
Е.Н. Мастеница, в своей статье «Музей в современной социокультурной ситуации» отмечает, что музеи, отражая происходящие кардинальные изменения в обществе и культуре, в современном мире также переживают существенные трансформации в своем содержании и деятельности. Очевидно, что музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение: возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации, в образовательном процессе, в организации досуга.
Современные музеи "де-факто" становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций. Сегодня недостаточно учитывать только историческую и культурную значимость музеефицируемых объектов. Необходимо понимание социальных и культурно-исторических закономерностей эволюции музейной потребности, а также деятельности музея как социокультурного института. [1]
В XXI в. интенсивно идут процессы корректировки идеалов и ценностей. В контексте этих общекультурных перемен музей, может выступать как механизм, призванный удовлетворять общественные и индивидуальные потребности. В контексте общекультурных перемен изменяются условия и способы существования музея, возрастает его роль и ответственность, как социокультурного института, поддерживать традиционные культурные стандарты на высоком уровне, обеспечивать преемственность общечеловеческих ценностей.
Однако, как утверждает Именнова Л.С., в современной социокультурной сфере существуют противоречия, препятствующие реализации позитивного потенциала музея:
– противоречие между социально значимой миссией музея и недостаточной теоретической разработанностью культурологических оснований социокультурной сферы музея;
–  противоречие между объективным потенциалом музея как хранителя социально-культурной памяти человечества и его недостаточной востребованностью обществом;
 – противоречие между пониманием необходимости взаимодействия музея и других социальных институтов, его включенности в общекультурные процессы и отсутствием технологий такого взаимодействия;
–  противоречие между богатством символико-семантического потенциала хранимого музеем историко-культурного наследия и его низкой практической реализацией в формах музейной коммуникации;
– противоречие между культурно – развивающей  функцией, как важнейшей для музея и низкой результативностью ее реализации;
–  противоречие между ценностно-экономической шкалой рынка и ценностями культуры.[2]
Проблема заключается в необходимости диверсификации деятельности современного музея, возрастании его значения как культурно-образовательного и развивающего центра и зачастую ограниченностью традиционными направлениями работы и формами деятельности, практикующимися в музее.
Нагорский Н.В. подчеркивает, что в научной и методической литературе за музеем закрепилась образовательно-воспитательная функция, которая обладает широчайшими возможностями в преодолении монополии вербальности. Образование строится на принципах дидактики и  опирается на субъект-объектные отношения. Музей, являясь институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений, включает экскурсовода и посетителя в субъект-субъектные отношения, реализуя свои образовательно-воспитательные возможности при помощи средств педагогики сотворчества. Нравственно-эстетическая позиция ребенка и подростка складывается обычно в семье, и, как правило, на уровне обыденного сознания. Школа, опираясь на Государственный образовательный стандарт, придает ей научно обоснованный характер, формирует основы научного восприятия окружающей действительности. Музей, равно как и другие социальные институты, позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два принципиально важных фактора. Во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.[3]
В решении проблем, стоящих перед музеем как социокультурным институтом, особенно в деле воспитания подрастающего поколения, может возрастает значение нового педагогического направления – музейной педагогики, предусматривающей как обучение и воспитание детей и взрослых на музейном материале, так и теоретическое осмысление данного материала. Суть музейной педагогики  состоит в системном использовании в культурно-образовательном процессе культурно-исторической среды, организации непосредственного «общения» с памятниками (и экспонатами) прошлого.
Таким образом, музейная педагогика – это смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер и специфику использования музейных средств, в передаче и восприятии информации. 
В силу своей природы музеи способны играть большую роль в нравственно-эстетическом, историко-патриотическом, эколого-краеведческом просвещении и вовлечении людей в различные формы социально-культурного творчества. Однако эффективность их деятельности находится в прямой зависимости от умения реализовать свой потенциал, превратить каждый экспонат в фактор духовного обогащения человека, стать реальной культуросозидающей силой. Образовательный потенциал заложен в самом феномене музея, в присущих музею качествах, проявляющихся в реализации его социокультурных функций. Он может проявляться и в музейном предмете и в экспозиции и в самой музейной среде.
Для успешной реализации образовательного потенциала и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория делится по возрастному, социальному, профессиональному, национальному и другим признакам. Образовательные программы должны учитывают специфику конкретного музея, особенности его музейного собрания и специфические особенности аудитории.
Предметом изучения музейной педагогики является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее  разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной  стать активным участником диалога. Таким образом, музейная педагогика по  объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу – с педагогикой и  шире – с психологией.
Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в формах организации работы с музейной аудиторией. Музейная педагогика невозможна без музейной аудитории, что обусловливает необходимость изучения ее с точки зрения восприятия музейной информации. Одной из важнейших характеристик форм культурно-образова­тельной деятельности музея является ее адресность, которая предполагает учет возраста, профессиональной принадлежности и интеллектуального уровня аудитории, уровня образования, места жительства.
Музей как целостная педагогическая система будет работать при наличии и взаимодействии всех структурных и функциональных компонентов, подчиненных общей цели развития и самореализации личности. Любой музей сможет полноценно реализовать воспитательно-образовательную функцию, если будет работать как педагогическая система.
Осуществить работу музея как педагогической системы может профессионально подготовленный музейный педагог, обладающий психолого-педагогическими знаниями и знакомый с музейным делом, понимающий язык художественной экспозиции.
Столяров Б.А. определяет музейного педагога как специалиста, осуществляющего образо­вательную деятельность в музее. Он организовывает музейно-педагогический процесс и обеспечивает на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений непосредственное общение зрителя с памятником в рамках заданной программы. Он отмечает,  что роль музейного педагога очень выросла в ходе движения его функций от просветительства (приобщения), обеспечивающего накопление первоначальных и самых общих профильных музею знаний, к осуществлению многоуровневого образования музейными средствами, включающего формирование визуального мышления, эстетического восприятия, музейной культуры и творческих начал.[71, с 107.]
Выступая в качестве своеобразного эксперта по посетителям, этот специалист – музейный педагог подключается к созданию экспозиций, разрабатывает и проводит в жизнь программы работы с посетителями, ищет новые формы и методы работы с детьми, осуществляет социально-психологические исследования аудитории. 
Перед музейным педагогом как организатором музейно-педагогического процесса, как проводником в мир культуры стоят следующие задачи:
работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;
развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;
воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности;
создание в музее условий, при которых работа с аудиторией
протекала бы наиболее эффективно;
использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с  привлечением различных партнеров.
Музей рассматривается как фактор развития человека – его эстетического вкуса, воображения и фантазии, познавательного и творческого потенциала. Музейный педагог призван посеять в сознании людей зерна исторической памяти и музейной культуры, которые произрастут в их дальнейшей жизни.[74, с 48-50.]
 
Литература:
1) Лушникова, А. В. Исторические ценности: учеб. пособ. / А.В. Лушникова; Челяб. гос. акад. культуры и искусства. – Челябинск, 2005. – 112с.
2) Нагорский, Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / Н.В. Нагорский //ПЕДАГОГИКА. — 2005. — № 5 . — С. 3-12.
3) Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория и практика: учеб. пособие / Б.А.Столяров. – М.: Высш. шк., 2004. – 216с.
4) Троянская, С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие / С.Л. Троянская. – Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. – 139с
5) Именнова, Л.С. Музей в социокультурной системе общества:
миссия, тенденции, перспективы. Автореф. дис.  доктора культурологии. – М.:МГУКИ, 2012. С.8.
6) Мастеница, Е.Н. Музей в современной социокультурной ситуации / Е.Н. Мастеница// Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. №9, 2009. C. 39-43

 



Источник:
Категория: Мои статьи | Добавил: галина (02.10.2013) | Автор: E W
Просмотров: 1628 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *:

Директор МУК «Катайский районный краеведческий музей»

Ольга Сергеевна
Зеленина


Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [25]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz