В
современной ситуации важен не столько рациональный, сколько культурологический
аспект в едином педагогическом процессе, который создаёт условия для
творческого развития личности. Особая
роль в этом принадлежит музею, который выводит человека за границы социума,
цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляет интерес
одна из важнейших социокультурных функций музея – это гносеологическая, или
образовательная функция. Актуальность темы обусловлена происходящими на рубеже веков
переменами, которые постепенно, но
неуклонно меняют условия формирования социокультурной среды, ориентиры
культурной политики и, соответственно, содержание и формы деятельности музея. Е.Н.
Мастеница, в своей статье «Музей в современной социокультурной ситуации»
отмечает, что музеи, отражая происходящие кардинальные изменения в обществе и
культуре, в современном мире также переживают существенные трансформации в
своем содержании и деятельности. Очевидно, что музейная деятельность
приобретает все большее социокультурное значение: возрастает роль музеев в
сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной
адаптации и культурной идентификации, в образовательном процессе, в организации
досуга. Современные
музеи "де-факто" становятся центрами образования, коммуникации,
культурной информации и творческих инноваций. Сегодня недостаточно учитывать
только историческую и культурную значимость музеефицируемых объектов.
Необходимо понимание социальных и культурно-исторических закономерностей
эволюции музейной потребности, а также деятельности музея как социокультурного
института. [1] В
XXI в. интенсивно идут процессы корректировки идеалов и ценностей. В контексте
этих общекультурных перемен музей, может выступать как механизм, призванный
удовлетворять общественные и индивидуальные потребности. В контексте
общекультурных перемен изменяются условия и способы существования музея,
возрастает его роль и ответственность, как социокультурного института,
поддерживать традиционные культурные стандарты на высоком уровне, обеспечивать
преемственность общечеловеческих ценностей. Однако,
как утверждает Именнова Л.С., в современной социокультурной сфере существуют
противоречия, препятствующие реализации позитивного потенциала музея: –
противоречие между социально значимой миссией музея и недостаточной теоретической
разработанностью культурологических оснований социокультурной сферы музея; – противоречие между объективным потенциалом
музея как хранителя социально-культурной памяти человечества и его недостаточной
востребованностью обществом; – противоречие между пониманием необходимости
взаимодействия музея и других социальных институтов, его включенности в
общекультурные процессы и отсутствием технологий такого взаимодействия; – противоречие между богатством
символико-семантического потенциала хранимого музеем историко-культурного
наследия и его низкой практической реализацией в формах музейной коммуникации; –
противоречие между культурно – развивающей
функцией, как важнейшей для музея и низкой результативностью ее
реализации; – противоречие между ценностно-экономической
шкалой рынка и ценностями культуры.[2] Проблема заключается в необходимости диверсификации
деятельности современного музея, возрастании его значения как
культурно-образовательного и развивающего центра и зачастую ограниченностью
традиционными направлениями работы и формами деятельности, практикующимися в
музее. Нагорский
Н.В. подчеркивает, что в научной и методической литературе за музеем
закрепилась образовательно-воспитательная функция, которая обладает широчайшими
возможностями в преодолении монополии вербальности. Образование строится на
принципах дидактики и опирается на
субъект-объектные отношения. Музей, являясь институтом социально-культурной
деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных
учреждений, включает экскурсовода и посетителя в субъект-субъектные отношения,
реализуя свои образовательно-воспитательные возможности при помощи средств
педагогики сотворчества. Нравственно-эстетическая позиция ребенка и подростка
складывается обычно в семье, и, как правило, на уровне обыденного сознания.
Школа, опираясь на Государственный образовательный стандарт, придает ей научно
обоснованный характер, формирует основы научного восприятия окружающей
действительности. Музей, равно как и другие социальные институты, позволяет закрепить
и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения.
Этому способствуют два принципиально важных фактора. Во-первых, в центре
музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и
культуры. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства
информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и
чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность,
активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности
культуры и передачи социального опыта.[3] В
решении проблем, стоящих перед музеем как социокультурным институтом, особенно
в деле воспитания подрастающего поколения, может возрастает значение нового педагогического направления –
музейной педагогики, предусматривающей как обучение и воспитание детей и
взрослых на музейном материале, так и теоретическое осмысление данного
материала. Суть музейной педагогики
состоит в системном использовании в культурно-образовательном процессе
культурно-исторической среды, организации непосредственного «общения» с
памятниками (и экспонатами) прошлого. Таким
образом, музейная педагогика – это смежная научная дисциплина,
исследующая музейные формы коммуникации, характер и специфику использования
музейных средств, в передаче и восприятии информации. В
силу своей природы музеи способны играть большую роль в
нравственно-эстетическом, историко-патриотическом, эколого-краеведческом
просвещении и вовлечении людей в различные формы социально-культурного
творчества. Однако эффективность их деятельности находится в прямой зависимости
от умения реализовать свой потенциал, превратить каждый экспонат в фактор
духовного обогащения человека, стать реальной культуросозидающей силой.
Образовательный потенциал заложен в самом феномене музея, в присущих музею
качествах, проявляющихся в реализации его социокультурных функций. Он может
проявляться и в музейном предмете и в экспозиции и в самой музейной среде. Для успешной реализации образовательного потенциала
и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется
изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным
группам посетителей. Музейная аудитория делится по возрастному, социальному, профессиональному,
национальному и другим признакам. Образовательные программы должны учитывают
специфику конкретного музея, особенности его музейного собрания и специфические
особенности аудитории. Предметом
изучения музейной педагогики является исследование закономерностей, принципов,
методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект -
культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход
к происходящим в музее разнообразным
диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной,
творческой, инициативной личности, способной
стать активным участником диалога. Таким образом, музейная педагогика
по объекту в основном совпадает с теорией
музейной коммуникации, а по методу – с педагогикой и шире – с психологией. Содержание
культурно - образовательной деятельности выражается в формах
организации работы с музейной аудиторией. Музейная педагогика невозможна без музейной
аудитории, что обусловливает необходимость
изучения ее с точки зрения восприятия музейной информации. Одной из важнейших
характеристик форм культурно-образовательной деятельности музея является ее
адресность, которая предполагает учет возраста, профессиональной принадлежности
и интеллектуального уровня аудитории, уровня образования, места жительства. Музей
как целостная педагогическая система будет работать при наличии и
взаимодействии всех структурных и функциональных компонентов, подчиненных общей
цели развития и самореализации личности. Любой музей сможет полноценно
реализовать воспитательно-образовательную функцию, если будет работать как
педагогическая система. Осуществить
работу музея как педагогической системы может профессионально подготовленный музейный
педагог, обладающий психолого-педагогическими знаниями и знакомый с
музейным делом, понимающий язык художественной экспозиции. Столяров
Б.А. определяет музейного педагога как специалиста, осуществляющего образовательную
деятельность в музее. Он организовывает музейно-педагогический процесс и
обеспечивает на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений
непосредственное общение зрителя с памятником в рамках заданной программы. Он
отмечает, что роль музейного педагога
очень выросла в ходе движения его функций от просветительства (приобщения),
обеспечивающего накопление первоначальных и самых общих профильных музею
знаний, к осуществлению многоуровневого образования музейными средствами,
включающего формирование визуального мышления, эстетического восприятия,
музейной культуры и творческих начал.[71, с 107.] Выступая
в качестве своеобразного эксперта по посетителям, этот специалист – музейный
педагог подключается к созданию экспозиций, разрабатывает и проводит в жизнь
программы работы с посетителями, ищет новые формы и методы работы с детьми,
осуществляет социально-психологические исследования аудитории. Перед
музейным педагогом как организатором музейно-педагогического процесса, как
проводником в мир культуры стоят следующие задачи: работа
с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к
культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями; развитие
способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной
экспозиции; воспитание
эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности; создание
в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала
бы наиболее эффективно; использование
и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных
проектов, на разных площадках, с
привлечением различных партнеров. Музей
рассматривается как фактор развития человека – его эстетического вкуса,
воображения и фантазии, познавательного и творческого потенциала. Музейный
педагог призван посеять в сознании людей зерна исторической памяти и музейной
культуры, которые произрастут в их дальнейшей жизни.[74, с 48-50.] Литература: 1)
Лушникова,
А. В. Исторические ценности: учеб. пособ. / А.В. Лушникова; Челяб. гос. акад.
культуры и искусства. – Челябинск, 2005. – 112с. 2) Нагорский, Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое
пространство / Н.В. Нагорский //ПЕДАГОГИКА. — 2005. — № 5 . — С.
3-12. 3)
Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория и практика: учеб. пособие /
Б.А.Столяров. – М.: Высш. шк., 2004. – 216с. 4)
Троянская, С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии
общекультурной компетентности: Учебное пособие / С.Л. Троянская. – Ижевск:
Ассоциация «Научная книга», 2007. – 139с 5)
Именнова,
Л.С. Музей в социокультурной системе общества: миссия,
тенденции, перспективы.
Автореф. дис. доктора культурологии. – М.:МГУКИ, 2012. С.8. 6) Мастеница, Е.Н.
Музей в современной социокультурной ситуации / Е.Н. Мастеница// Вопросы культурологии.
Научно-практический и методический журнал. №9, 2009. C. 39-43
Источник: |