К истории Свято-Введенского женского монастыря в Верх-Тече обращают
взор многие местные краеведы: у нашего самого именитого катайского
летописца В.И. Антропова есть очерк «Женский монастырь в Верх-Тече» (1),
далматовский краевед М.З.Теляков напечатал интереснейшую обширную
статью о самой знаменитой затворнице монастыря княжне Параскеве Юсуповой
(2), а шадринский - И.М. Гаев - выпустил книгу «Свято-Введенский
женский монастырь: прошлое и настоящее». И казалось, уже не должно
остаться «белых пятен» в истории этой святыни. Однако… В данном случае
это касается истории (вернее - названия!) ныне существующего храма. Даже
на официальном сайте Курганской и Шадринской Епархии ныне существующий
храм назван Свято-Троицким. История же его довольно интересна и
познавательна… Когда подвижница Ксения Зырянова возобновляла в середине
19 века женскую обитель, то под храм приспособили часовню, построенную
(на месте упразднённой прикладбищенской деревянной церкви) в 1830 году
крестьянином Михаилом Терентьевым Горшковым, пристроив к ней алтарь и
крыльцо, а потом и колокольню. Освещён он был в 1849 году как церковь во
имя Пресвятой и Живоначальной Троицы и до 1861года был приписным к
приходской Иоанно-Предтеченской церкви (3) - той, что величаво стояла до
60-х гг. 20 века в центре села Верх-Течи (авт.) В 1861году была
утверждена женская община с надеждой, что «община сия может иметь весьма
благотворное нравственное влияние на поселян того края», а в 1868 году 9
ноября община возведена на степень третьеклассного женского монастыря, и
назван он Свято-Троицким - в честь храма. В 1862г назначен в него
священник (до этого времени Богослужения отправлялись причтом
приходского храма). Постепенно к церкви пристроили ещё приделы, ризницу и
паперть, и стала она 3-х престольной - в честь иконы Божьей Матери
Владимирской (осв. 1861г), во имя Св. Великомученицы Екатерины (1883г)…
Была в обители и домовая церковь во имя преподобного Сергея,
Радонежского Чудотворца. Но с увеличением количества сестёр в храмах
стало тесно. И вот что записано в «Летописи ..»: «Настала необходимость в
постройке более обширного храма. Бог послал и жертвователя в лице
Екатеринбургского купца Фёдора Филипповича Соловьёва, уделившего на
постройку храма 10 000 рублей. Ф.Ф. Соловьёв в Верх-Теченском монастыре
не бывал, хотя знал о его существовании и был знаком с игуменьей
Евсевией. Мысль пожертвовать на постройку храма именно в Верх-Теченский
монастырь внушила Соловьёву крестница его, послушница этого монастыря
Елена Николаевна Гладышева, родом из Сысертского завода. 23 июня 1893
года, по благословению преосвященнейшего Афонасия, было заложение нового
храма, а 25 сентября 1899 года, по благословению преосвященнейшего
Христофора, Епископа Екатеринбурского и Ирбитского, совершено освящение
его во имя Святителя и Чудотворца Николая. Кроме пожертвований 10 000
рублей, средствами для постройки храма служили доброхотные
пожертвования, сбираемые по книжкам, выдаваемым Епархиальным
начальством. В Николаевском храме иконостас четырёхярусный, покрыт
алюминием, резьба и колонны золочёные; в двух нижних ярусах иконы
старинной живописи, а в двух верхних – новейшей. Иконостас в
Николаевском храме устроен на средства Матроны Ульяновны Соловьёвой,
жены покойного Фёдора Филипповича Соловьёва, умершего 3 июня (июля-?)
1893 года, за исключением икон в двух верхних ярусах, писанных на
средства монастыря»(4). В «Отчёте о состоянии … монастыря… за 1916
год»(5) настоятельница Емилия пишет: «Богослужение совершается всё время
года в Николаевской церкви, в которой свободно вмещаются все сёстры и
посторонний народ. Причт состоит из двух штатных священников, дьяконов
нет. Божественная литургия совершается почти каждый день. В воскресенье и
праздничные дни поют два хора певчих из сестёр, а в будние дни - один».
В это год в монастыре числилось 415 монахинь и послушниц.
О закрытии храма.
По историческим источникам монастырь был закрыт в 1920 году. Монастырь,
но не храмы. И пусть небольшая, но это тоже история(6). Уже весной 1921
года в них стали проходить Богослужения для прихожан – жителей д.
Казанцевой (их было более 2000 тысяч), которые ранее для исполнения
своих треб ходили в сельскую Иоанно-Предтеченскую церковь мимо этой
обители. Но 11 июня 1922г. в Верх-Течу прибыл начальник города
Каменска(7) и своим приказом «безо всякой с нашей стороны причины»
закрыл Никольский и Свято-Троицкий храмы. Начались ходатайства
казанцевских крестьян… Губисполком разрешает. Но на территории монастыря
уже действует коммуна и Шадринское Научное Хранилище в январе 1923 года
предъявляет совершенно невыполнимые для общины условия, а именно:
выгородка церквей от коммунального хозяйства в недельный срок (в зимнее
время) и той же весной капитальный ремонт старой Свято-Троицкой церкви…
Летом 1923г. уже во всех селениях проходят собрания прихожан и
принимаются решения о создании юридических религиозных общин.
Казанцевский церковно-приходской совет возбуждает ходатайство в
Екатеринбургский губисполком с просьбой передать им в приход уже только
новый Никольский храм со всем движимым церковным имуществом. Ходатайство
прихожан затерялось среди последующих административно-территориальных
преобразований. И 3 февраля 1926 года Президиум Шадринского окрисполкома
принимает постановление (8) : « Принимая во внимание, что церкви бывших
Верхтеченского и Каменского монастырей практически закрыты с 1923 года и
одна из них лишена церковного оборудования, что по настоящее время
заявлений от группы верующих о желании взять церкви в аренду не
поступило – считать церкви б. Верхтеченского и Каменского монастырей
закрытыми». С 1995 года на месте старинного монастыря возобновилась
жизнь.
О.Н.Бородулина, библиотекарь села Лобаново
Источник: |